Обзор отдельных вопросов налогового законодательства

Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю направляет для использования в работе обзор последних изменений и дополнений, внесенных в действующие нормативные акты.

О порядке заполнения форм заявления о регистрации объекта (объектов) игорного бизнеса
Письмом ФНС России от 21.01.2005 № ШС-6-09/39@ доведены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 27.12.2004 № 03-06-05-02/23 о порядок заполнения формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждаются Минфином России.
В этой связи до утверждения Минфином России указанных форм следует использовать форму заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (далее -Форма заявления), утвержденную Приказом МНС России от 08.01.2004 № ВГ-3-22/7@, а выдача налоговыми органами налогоплательщикам свидетельства о регистрации объекта (объектов) осуществляется с использованием формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (далее -Форма свидетельства), утвержденной Приказом МНС России от 09.01.2004 № ВГ-3-22/9@.
При этом следует учитывать, что, начиная с 1 января 2005 года, каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта. В связи с этим пункт 1 Примечания Формы заявления с 1 января 2005 года не применяется, а Форма заявления подается налогоплательщиками в налоговые органы по месту установки объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
При наименовании налогового органа слова «Инспекция МНС России по налогам и сборам» в Форме заявления и Форме свидетельства следует заменить по тексту на слова «Инспекция Федеральной налоговой службы».
При заполнении сведении об индивидуальных предпринимателях в Форме заявления и Форме свидетельства наряду с ИНН необходимо указывать ОГРНИП индивидуального предпринимателя.
Обращаем внимание, что, начиная с I января 2005 года, по вопросу организации работы по регистрации объектов игорного бизнеса, следует руководствоваться письмом Управления от 21.01.2005 № 15-08/00500@.

Новый порядок заполнения платежных поручений
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 №106н (зарег. в Минюсте России 24.12.2004 №6187), начиная с 1 января 2005 года, установлен новый порядок заполнения платежных поручений.

Уточненная декларация
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
По налогам, исчисление которых производится нарастающим итогом, уточненные декларации представляются за все периоды, начиная с того времени, в котором была допущена ошибка.
Например, если организация занизила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль I квартала 2004года, она обязана подать помимо годовой декларации еще и уточненные декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев 2004 года.

Об уплате налога на прибыль по новым КБК
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 №95-ФЗ сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет с 2005 года рассчитывается по ставке 6,5%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставке 17,5%.
В соответствии со статьей 284 НК РФ налоговая ставка для уплаты налога на прибыль в местный бюджет не предусмотрена.
В связи с этим, налог на прибыль уплачивается двумя платежными поручениями: в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации по КБК, утвержденным приказом Минфина России от 27.08.2004 №72н.
Обращаем внимание, что в новой КБК, предусмотрен специальный код бюджетной классификации для тех сумм налога, которые относятся к прошлым налоговым периодам, и в том числе сумм налога на прибыль, зачисляемых в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 год и погашения задолженности прошлых лет).
Например, если по уточненной декларации за прошлый период сумма налога уточняется (доплачивается), она распределяется по трем уровням бюджета, исходя из требований законодательства, которое действовало в этот период.
Указанный порядок относится и к сумме налога на прибыль, уплачиваемой по налоговой базе переходного периода, часть которой подлежит уплате в течение ряда последующих лет (для отдельных категории налогоплательщиков вплоть до 2007 года) в том же размере и в те бюджеты, которые определены в I-м полугодии 2002 года.

О едином налоге на вмененный доход
Федеральным законом от 29.12.2004 № 208-ФЗ «О внесении изменении в статью 346.7 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесено изменение в статью 346.27 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным законом площадь торгового зала (зала для обслуживания посетителей) – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.
Данный закон вступает в силу с 01.04.2005г.

Об администрировании отдельных неналоговых платежей
В связи с обращениями налоговых органов по вопросу администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежей за пользование лесным фондом в 2005 году ФНС России в письме от 01.02.2005 №21-3-05/8@ сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» указанные платежи, ранее администрировавшиеся налоговыми органами, закреплены за новыми администраторами, а именно:
плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации 498 1 12 01000 01 0000 120) – за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (код бюджетной классификации 053 1 12 04010 01 0000 120), – за Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз).
Согласно статье 2 Федерального Закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.12.2004
№ 174-ФЗ) администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
С учетом изложенного, начиная с 1 января 2005 года расчеты плательщиков по указанным платежам (в том числе за периоды прошлых лет, включая уточненные расчеты) представляются плательщиками непосредственно в органы, администрирующие указанные платежи (Ростехнадзор и Рослесхоз).
В связи с этим карточки лицевых счетов по указанным платежам подлежат закрытию в налоговых органах по состоянию на 1 января 2005 года и архивированию. Содержащаяся в них информация не используется при формировании статистической отчетности ФНС России.
Обращаем внимание, что более подробные разъяснения по данному вопросу и вопросу администрирования в 2005 году платы за пользование водными объектами изложены в вышеуказанном письме ФНС России.

О государственной пошлине.
В связи с изменением с 1 января 2005 года порядка зачисления платежей на счета органов федерального казначейства ФНС России в письме от 29.12.2004 №04-4-09/1273@ сообщила следующее.
Государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отнесена к федеральным сборам.
В 2005 году государственная пошлина подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства.
Для уточнения реквизитов счетов, на которые следует перечислять государственную пошлину, администраторам государственной пошлины необходимо обратиться в органы федерального казначейства по месту нахождения плательщика.
Особое внимание при заполнении плательщиком платежного документа при перечислении государственной пошлины следует обратить на недопустимость указания кода администратора государственной пошлины со значением «000», а также обязательное указание в полях «ИНН» и «КПП» получателя значения ИНН и КПП территориального органа администратора государственной пошлины и кода ОКАТО муниципального образования.

О налогообложении беспроцентного займа
В связи с многочисленными обращениями по вопросу возникает ли в налоговом учете организации, получивший беспроцентный заем, доход (экономическая выгода) в виде экономии на уплате процентов сообщаем следующее.
Налоговым кодексом не определен порядок расчета суммы материальной выгоды организации, получившей беспроцентный заем для целей исчисления налога на прибыль. То есть в соответствии пунктом 1 статьи 17 НК РФ обязанность по включению в состав налогооблагаемой прибыли суммы материальной выгоды от получения беспроцентного займа для организации-заемщика не установлена.
Данное положение подтверждено постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.08.2004 № 3009/04.

О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями
Правомерность применения некоммерческими организациями упрощенной системы налогообложения подтверждено ФНС России в письме от 28.12.2004 №22-0-10/1986@.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 12.10.2004 № 3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункта14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации следует понимать участие (вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Таким образом, отказ некоммерческой организации (автономной) в применении упрощенной системе налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.