Обзор отдельных вопросов

налогового законодательства

 

 

 

 

Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю направляет для использования в информационной работе обзор по отдельным вопросам налогового законодательства.

 

О налоге на добавленную стоимость.

 

ФНС России письмом от 02.05.2006 № ШТ-6-03/462@ доводит  порядок применения пункта 6 статьи 171  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с 1 января 2006 года, согласованный с Минфином России (письмо Минфина России от 13.04.2006 № 03-04-15/77). 

Согласно п.6 ст. 171 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (основных средств), принятые к вычету в порядке, предусмотренном  главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Таким образом, из указанной нормы следует, что суммы налога подлежат восстановлению в случае, если вышеуказанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем  используются  для осуществления операций,  предусмотренных  пунктом  2 статьи 170 Кодекса,   тем налогоплательщиком  налога на добавленную стоимость, который ранее  правомерно применил  налоговые  вычеты  сумм налога по  таким объектам недвижимости.

 Вышеуказанный порядок восстановления сумм налога также распространяется на объекты  недвижимости, которые будут  использоваться одновременно как в деятельности,  облагаемой НДС,  так и  в деятельности, подлежащей налогообложению  единым  налогом на вмененный доход.

 Вместе с тем,  в случае, если  вышеуказанные объекты недвижимости  при  переходе  налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога на вмененный доход будут в полном объеме использоваться в деятельности, подлежащей налогообложению  единым  налогом на вмененный доход, то суммы налога, принятые налогоплательщиком  к вычету  по  этим  объектам  недвижимости (основным средствам), подлежат восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса.

 Кроме того, в случае  если налогоплательщик налога на добавленную  стоимость начинает использовать основные средства, нематериальные активы, одновременно  как  в деятельности  облагаемой НДС,  так и в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, то  суммы налога по такому имуществу,  ранее правомерно принятые этим налогоплательщиком к вычету, на основании подпункта 2 пункта 3  статьи 170 Кодекса  подлежат  восстановлению и уплате в бюджет в первом налоговом периоде начала их использования, исходя из пропорции,  определяемой  аналогично пропорции, указанной  в пункте 4 статьи 170 Кодекса.

 

О едином налоге на вмененный доход.

 

ФНС России письмом от 28.04.2006 №ГВ-6-02/451@ сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

Нормативными правовыми актами (законами) указанных муниципальных образований определяются:

- виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (в пределах перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;

- значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Исходя из предоставленных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых «подкоэффициентов К2», учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.

В случае установления значений так называемых «подкоэффициентов К2», единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса.

При этом согласно данному порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате соотношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода. В указанном письме ФНС России приведен пример определения значения коэффициента К2.

 

О порядке декларирования доходов физическими лицами.

 

В распространенной ФНС России информации от 16.03.2006 представлен порядок декларирования доходов физическими лицами.

В частности разъяснено, какие категории налогоплательщиков вправе представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Кодекса лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить декларацию в налоговый орган по месту жительства.

К ним относятся налогоплательщики, которые могут обратиться в налоговый орган с заявлением на право получения налоговых вычетов. Такие налогоплательщики представляют декларацию в следующих случаях:

1) для получения стандартных налоговых вычетов - если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено статьей 218 Кодекса;

2) для получения социальных вычетов, установленных статьей 219 Кодекса;

3) для получения имущественных вычетов, установленных подпунктами 1 и 2 пунктом 1 статьи 220 Кодекса;

4) для получения профессиональных налоговых вычетов, установленных пунктом 2 и 3 статьи 221 Кодекса.

В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Таким образом, налогоплательщики, заполняя налоговую декларацию 3-НДФЛ по итогам 2005 года (форма утверждена Приказом Минфина России от 23.12.2005 №153н и размещена на Интернет-сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru) , указывают в ней все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, суммы налога, уплаченные у источника выплаты, суммы налога, уплаченные на основании налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц, а также уплаченные самостоятельно, и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета.

Декларация представляется в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или его уполномоченным (законным) представителем, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание, что сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате (доплате), налогоплательщик должен уплатить в бюджет за 2005 год не позднее 15 июля 2006 года.

 

О налоге на игорный бизнес.

 

Минфин России в письме от 06.04.2006 №03-06-05-03/11 сообщает следующее.

В соответствии со ст. 366 Кодекса объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес признается, в частности, игровой автомат, под которым понимается специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша.

В целях главы 29 Кодекса каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом регистрация объектов налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации по форме, утвержденной Минфином России (приказ Минфина России от 24.01.2005 № 8н).

Из приведенных норм Кодекса следует, что регистрации подлежит общее количество всех объектов обложения налогом на игорный бизнес, что необходимо для исчисления налоговой базы согласно ст. 367 Кодекса.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.07.2002 № 64 игровые автоматы относятся к продукции, подлежащей сертификации.

Согласно Приказу Госстандарта России от 24.01.2000 № 22  игровой автомат должен быть снабжен идентификационной таблицей с данными о производителе, дате изготовления, типе, серийном номере.

В связи с этим содержащаяся в заявлении о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес информация о заводском номере каждого игрового автомата и заводе-изготовителе налоговым органам необходима для осуществления налогового контроля за своевременной регистрацией налогоплательщиками игровых автоматов.

Таким образом, в заявлении о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес необходимо указывать все сведения об объектах налогообложения, перечисленные в рекомендуемой форме, в том числе заводской серийный номер и наименование завода-изготовителя каждого игрового автомата.

 Вместе с тем по вопросу ограничения (нарушения) конституционных прав налогоплательщиков, изложенному в письме, необходимо обратить внимание на Решение ВАС РФ от 25.08.2004 № 7773/04, согласно которому обязанность налогоплательщиков при регистрации в налоговых органах игровых автоматов указывать в заявлении о регистрации заводской номер и наименование завода-изготовителя каждого игрового автомата признана соответствующей Кодексу.

 

По вопросу применения ККТ и бланков строгой отчетности.

 

ФНС России письмом от 28.03.2006 № ММ-6-06/333@ для руководства и использования в работе доводит разъяснение Минфина России от 16.02.2006 № 03-01-15/1-39 по вопросу применения ККТ и бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»  (далее - Закон №54-ФЗ), все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

 Вместе с тем пунктом 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

 Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.